Цитата:
Московские пробки стали политической проблемой Проблему пробок в Москве не сможет решить ни одно ведомство, пока федеральные законы будут ограничивать региональные законодательные инициативы Московское правительство разработало концепцию закона «О регулировании передвижения автотранспортных средств на отдельных городских территориях». Этот документ представил в четверг участникам круглого стола «Как избавиться от пробок на дорогах? Вопросы и решения» депутат Мосгордумы Виктор Волков. Документ имеет своей целью борьбу с пробками на московских дорогах. Однако участники круглого стола заявили, что концепция, предложенная правительством Москвы, направлена только на выкачивание денег из участников движения и излишне ограничивает их свободу передвижения по мегаполису, но при этом не способна решить ни одной из проблем. Между тем депутат Госдумы Владимир Мединский считает, что единственный путь – это радикальное ограничение передвижения по городу.
По данным департамента транспорта и связи, в Москве эксплуатируется более 3 млн единиц транспортных средств. Ежегодный прирост парка машин достигает 200 тыс. единиц. За последние пять лет численность автотранспорта в Москве возросла на 22%. На каждую тысячу жителей приходится порядка 300 автомобилей. Через десять лет, по прогнозам специалистов, городской парк транспортных средств будет составлять более 5 млн единиц. В настоящее время протяженность улиц и дорог Москвы составляет 4667 км, в том числе магистралей – 1285 км. За последние десять лет построено 527 км улично-дорожной сети. Столице остро не хватает около 350 км магистралей. По данным департамента, по улично-дорожной сети города в час пик одновременно движется более 400 тыс. автомобилей со средней скоростью в дневное время 24 км/ч. По другим данным, в часы пик с учетом иногороднего автотранспорта на московских улицах единовременно может находиться в движении свыше 600 тыс. автотранспортных средств, и тогда движение в столице будет парализовано, поскольку на дорогах образуются гигантские заторы.
Для решения проблемы пробок, которые также наносят ущерб экологии, Департамент природопользования и охраны окружающей среды города Москвы разработал концепцию закона «О регулировании передвижения автотранспортных средств на отдельных городских территориях». В четверг депутат Мосгордумы Виктор Волков познакомил с этим документом участников круглого стола «Как избавиться от пробок на дорогах? Вопросы и решения». Авторы концепции ссылаются на опыт решения проблем заторов в Лондоне, где введены зоны платного въезда. И полагают, что и московские проблемы, возникшие из-за избытка автотранспорта на улицах, можно решить, если учредить в городе зоны с ограничением на въезд. Это позволит, по мнению создателей концепции закона, снизить объемы движения на 10-30%. В частности, такой режим предлагается ввести для некоторых участков центра города и для территорий, расположенных вдоль трасс с интенсивным движением. Концепция предлагает ввести ограничения на стоянку на загруженных транспортом городских территориях. Ограничить доступ в эти зоны предлагается двумя путями: либо ввести систему пропусков, либо пойти по схеме учета номерных знаков, которая разрешала бы водителям с определенными номерными знаками использовать свои автомобили в определенные дни. Кроме того, авторы концепции предлагают пересадить как можно больше людей на общественный транспорт.
Как заявили RBC daily в Департаменте природопользования и охраны окружающей среды, до того момента, как проект закона будет разработан и поступит на рассмотрение к столичным законодателям, пройдет не меньше полутора-двух лет. Однако в существующем виде, по мнению депутата Волкова, этот документ не выдерживает никакой критики. «Этот проект не решает тех проблем, которые сегодня ставят Москву на грань транспортного коллапса, – заявил он RBC daily. – Впрочем, у него есть одна позитивная составляющая: экологическая. Концепция направлена на повышение экологической безопасности автомобильного парка, предлагает ряд мер для снижения автомобильных выбросов. Но и здесь не решается одна из важнейших задач: переход на евростандарты по экологической безопасности для наземного транспорта».
Вице-председатель Движения автомобилистов России Леонид Ольшанский считает, что проект закона существенно ограничивает свободу передвижения для владельцев транспортных средств. По его мнению, в частности, развитие систем муниципальных платных парковок приведет к тому, что в городе будет просто негде бесплатно поставить машину. Г-н Ольшанский утверждает, что все предлагаемые меры: от сноса «ракушек» до строительства платных перехватывающих парковок – противоречат федеральному законодательству. Это обстоятельство, по мнению депутата Волкова, сильно повлияет на решение его коллег из Мосгордумы. «Закон наверняка будет опротестован Прокуратурой, и мы не сможем его поддержать», – говорит он.
К тому же, по мнению депутата, для борьбы с пробками нужна комплексная программа, а предложеный законопроект решает лишь частные вопросы. «Меньше всего документ решает проблему регулирования движения и его организации. На самом деле это должен быть не столько закон, сколько комплексная долгосрочная программа, рассчитанная на перспективу, – говорит депутат. – И эта программа должна приниматься на заседании Московской Думы. Мы должны спрогнозировать, когда наступит пик наполняемости города транспортом, и до этого периода принять программу, которая учитывала бы, что скоро в городе будет не 3 млн единиц транспорта, как сейчас, а 5 млн. Необходимо предусмотреть строительство развязок, логистику, модернизировать наземный транспорт. Однако на такие вопросы концепция не дает ответа». Между тем Москве такой закон необходим как воздух. «Но для шагов в правильном направлении потребуются послабления федеральных требований, – считает г-н Волков. – Тут не только проблема транспорта – мы не можем принимать нормальные законы, поскольку ограничены федеральными законами».
С этим мнением согласен заместитель председателя комитета Госдумы по экономической политике, предпринимательству и туризму Владимир Мединский. Он заявил RBC daily, что федеральное законодательство излишне вмешивается в полномочия субъектов по регулированию транспортной ситуации. «Например, вопрос регулирования ПДД. Все штрафы устанавливаются на федеральном уровне. В Москве выгодней припарковаться неправильно, заплатив штраф в 50 рублей, чем искать платную парковку. Считаю, что для Москвы недостаточен штраф и в 500 рублей», – подчеркнул он. Однако пока придется работать с тем, что есть. «В Госдуме находится законопроект, подготовленный совместно Департаментом транспорта правительства Москвы и мной, который предлагает передать вопросы регулирования размеров штрафов субъектам. Однако законопроект буксует второй год, правительство России прислало на него отрицательный отзыв», – сообщил г-н Мединский.
Впрочем, по мнению депутата Мединского, путь, по которому идет правительство Москвы, абсолютно правильный. «Предлагаемые меры недостаточно радикальны, – заявил он. – Их нужно как можно быстрее принять и максимально радикализировать, потому что город умирает от пробок, а центр задыхается от выхлопных газов. Это вопрос производственных потерь и здоровья москвичей». По его мнению, для борьбы с пробками недостаточно улучшения системы правил дорожного движения и работы ГАИ, компьютерной координации транспортных потоков и правильной организации работы светофоров. «На сегодня первоочередная задача – это ограничение передвижения по городу», – утверждает депутат.
Отдел общества
(с)
|