Навеяло темой с Митросяном. Такой неумный вопрос- будет или не будет вторая война за Нагорный Карабах. Если будет, то когда? Цитата:
Со времени заключения в 1994 г. соглашения о перемирии вдоль 110-мильной линии соприкосновения, разделяющей азербайджанские и армянские войска, были возведены мощные укрепления, насыщенные подземными туннелями и минными полями. 5 Интенсивность столкновений и число жертв увеличиваются. Де-факто власти Нагорного Карабаха утверждают, что в 2010 г. число нарушений режима прекращения огня выросло на 53 процента. 6 В августе и сентябре на различных участках линии соприкосновения ежедневно отмечалось от трех до восьми перестрелок из ручного оружия, продолжительностью по пять – десять минут. Хотя ранее такие перестрелки обычно ограничивались, главным образом, определенными зонами вдоль линии соприкосновения, теперь такие инциденты охватывают намного более обширные территории. 7 В течение прошлого года погибло, по меньшей мере, 25 солдат, по сравнению с девятнадцатью в 2009 г. 8 Хотя это меньше числа погибших в 2008 г. (около 30 чел., главным образом, солдат), местные эксперты полагают, что реальные потери были намного выше. 9
Недавние боевые столкновения, по-видимому, были лучше подготовлены, хотя информация о них остается отрывочной и противоречивой. Как сообщается, в результате активизации действий снайперов 18 февраля 2010 г. были убиты трое азербайджанских военнослужащих и один ранен. 10 Самое серьезное боевое столкновение в этом году произошло в ночь с 18 на 19 июня около заброшенного села Чайлу в северо-восточном Нагорном Карабахе, в котором, по сообщениям, погибло пять военнослужащих (четыре армянина и один азербайджанец). 11 Азербайджанские эксперты заявляют, что в результате этой ночной операции было уничтожено несколько десятков армянских солдат, а погибший азербайджанец Мубариз Ибрагимов провел эту операцию в одиночку. 12
По утверждению других военных экспертов и руководства Армении, эту операцию выполнила азербайджанская элитная десантно-диверсионная группа в качестве разведки армянских оборонительных позиций и демонстрации того, что хорошо подготовленные подразделения Баку в состоянии наносить быстрые мощные удары и могут провести новые рейды, особенно, если не удастся достичь прогресса на мирных переговорах. 13 Этот инцидент произошел спустя несколько часов после организованного Россией раунда переговоров в Санкт-Петербурге, на котором не удалось достичь каких-либо определённых результатов. По сообщениям, попавшие под удар передовые подразделения армянских войск "запаниковали" и поначалу отступили. Это вызвало некоторую обеспокоенность среди военных чинов в Ереване, что моральный дух и боевая подготовка их войск, возможно, не столь высоки, как это часто утверждается. 14 Но трудно установить, что произошло на самом деле, поскольку единственными международными представителями, которые следят за событиями на линии фронта, являются один личный представитель действующего председателя ОБСЕ и пять его полевых помощников. Они проводят инспекции раз или два в месяц после уведомления сторон об их времени и месте, что серьезно ограничивает возможности расследования. 15
Действия по принципу "око за око, зуб за зуб" могут привести к эскалации напряженности. Инцидент 18 июня, возможно, был ответом на гибель, несколькими днями ранее, рядового азербайджанской армии от снайперского огня в Физулинском районе, расположенном южнее. Другой азербайджанский солдат был убит 21 июня, возможно в ответ на то, что произошло 18 июня. Четыре азербайджанских военнослужащих погибли в ходе отдельных инцидентов 31 августа и 4 сентября вдоль северо-восточной административной границы Нагорного Карабаха. 16 Официальные лица министерства обороны Азербайджана подтвердили эти потери и утверждали, что в последнем столкновении были убиты три армянских солдата, 17 в то время как, по сообщению армян , с их стороны не было никаких потерь. 18
Хотя в большинстве боевых столкновений применяется только легкое оружие, все чаще действуют снайперы, и появляется более совершенное вооружение. 19 Наблюдатели ОБСЕ проверили заявление Азербайджана, что в контролируемой Азербайджаном прифронтовой зоне Тертерского района 17 декабря 2010 г. разорвался 122-мм снаряд, выпущенный армянской реактивной системой залпового огня "Град". Это всего лишь второй зарегистрированный случай применения артиллерии после заключения перемирия в 1994 г. 20 Чтобы поднять качество разведывательных данных, Азербайджан теперь организовал регулярное воздушное наблюдение вдоль линии соприкосновения, в том числе с помощью недавно поступивших на вооружение беспилотных летательных аппаратов (БПЛА). 21
После инцидента 18 июня нарушения режима прекращения огня явно участились, и в августе-октябре они достигли пика. К ноябрю их количество сократилось. 22 Это могло быть вызвано проведением 27 октября при посредничестве России встречи в Астрахани, на которой президенты Армении и Азербайджана согласились укрепить режим прекращения огня и способствовать мерам доверия в военной области, начав этот процесс с обмена телами погибших. 23 Но начало 2011 г. сложилось плохо, 17 и 26 января 2011 г. вдоль линии соприкосновения были убиты, по меньшей мере, два азербайджанских солдата и 20 января в результате перестрелки погиб один армянский военнослужащий." 24
24 июня 2010 г., под личным контролем президента Алиева в Азербайджане были проведены самые крупномасштабные военные учения за всю его историю. В них участвовало свыше 4 тыс. военнослужащих, 100 танков, 77 единиц бронетехники, 125 орудий, семнадцать истребителей и двенадцать боевых вертолетов. 25 В ходе учений отрабатывалась задача отражения "военной агрессии против Азербайджана" и проведение контратаки для восстановления территориальной целостности страны. 26
В течение года армянские войска Армении и Карабаха провели на оккупированных территориях более десяти малых и средних военных учений. 27 В ноябре в районе Агдама – заброшенного азербайджанского города, всего в нескольких километрах от линии фронта, – они провели крупнейшие в своей истории маневры. Президент Саргсян и министр обороны Сейран Оганян 28 присоединились к де-факто руководству Карабаха, чтобы наблюдать за заключительным этапом учений. 29 Согласно местным аналитикам, в них приняло участие больше бронетехники и артиллерии, чем армянские войска использовали в разгар войны. 30 После этих учений Саргсян заявил, что армянская армия нанесет "последний, смертельный" удар по Азербайджану, если возобновятся военные действия. 31 Эти слова прозвучали через день после того, как Алиев, посетивший контролируемую Азербайджаном часть Агдамского района, объявил, что азербайджанская армия готова "в любой момент сказать свое слово" для восстановления территориальной целостности государства. 32
Такого рода демонстрация силы и заявления ведут к тому, что положение на линии соприкосновения становится все более угрожающим и взрывоопасным. Обе стороны также продолжают мало заметную, но опасную "траншейную войну", продвигая свои укрепления ближе друг к другу. 33 Официальные лица США выражают беспокойство, что обе стороны приобретают все более современное вооружение, обладающее высокими поражающими свойствами и быстродействием. Поскольку время реагирования на его применение сокращается, это ведет к повышению опасности случайного конфликта. 34
В кулуарах министерского саммита ОБСЕ, состоявшегося в декабре 2008 г. в Хельсинки, Минская группа предложила обеим сторонам отвести с передовой своих снайперов. Армения согласилась на такой шаг, 35 однако Азербайджан отказался. Потери сторон от снайперского огня в 2010 г. говорят о крайней безотлагательности реализации этого предложения. Кроме того, Минская группа должна призвать обе стороны полностью соблюдать соглашение, подписанное в 1994 г., прекратить облеты (как пилотируемые так и непилотируемые) и не проводить крупные военные учения вблизи линии соприкосновения. Миссия ОБСЕ должна активизировать мониторинг и усовершенствовать свои исследовательские возможности, в том числе с помощью спутниковых снимков и других средств дистанционного наблюдения для контроля над передвижением войск и тяжелого вооружения.
Минская группа полагает, что шансов достичь соглашения по таким мерам укрепления доверия немного, потому что Азербайджан не испытывает желания укреплять режим прекращения огня при отсутствии прогресса на переговорах и выражает уверенность, что только угроза силы может заставить Ереван пойти на компромисс. 36 Но при возможности следует приложить больше усилий и убедить Баку в том, что подобные меры не направлены против его общей боеспособности, но сделают нынешнюю ситуацию более предсказуемой и контролируемой, улучшат способность подтверждения инцидентов для того, чтобы не произошло несоразмерной эскалации какого-либо происшествия вопреки интересам всех сторон.
B. Рост военного бюджета
Во время президентства Ильхама Алиева официальные расходы на оборону Азербайджана увеличились в 20 раз. В среднем за год расходы возрастали почти на 50 процентов, со $135 млн. в 2003 г. до $3.12 млрд. в настоящее время. 37 В целом они росли вместе с увеличением всего государственного бюджета и составляли традиционные 10-14 процентов от общих расходов. 38 Но в 2011 г. военные расходы должны достичь 20 процентов общего бюджета. 39 Это представляет значительный скачок по сравнению с предыдущими годами и позволит Алиеву выполнить обещание, данное им в 2007 г., превысить весь государственный бюджет Армении.
Экономическая мощь, основанная на доходах от продажи нефти и газа, придает Азербайджану решительности, и позволяет ему рассчитывать на изменение соотношения сил. Президент Алиев утверждает, что на долю Азербайджана приходится около 75 процентов ВВП всего Закавказья. 40 Валовой внутренний продукт (ВВП) Азербайджана в 2010 г. достиг $52.1 млрд., что почти в шесть раз превышает ВВП Армении, составляющий $8.8 млрд. 41 Добыча нефти в Азербайджане, по-видимому, достигла максимума, и темпы экономического роста, определяемые продажей нефти, в 2010 г. сократились до 4.2 процентов, и, возможно, упадут еще больше. В 2010 г. ВВП Армении вырос на аналогичные 4 процента. Однако это последовало за снижением ВВП в 2009 г. на 14 процентов, что стало самым серьезным сокращением с 1993 г. и самым резким падением ВВП в Содружестве Независимых государств (СНГ). 42
Недостаточная прозрачность бюджета и слабый надзор со стороны парламента очень сильно затрудняют контроль за расходованием Азербайджаном средств, выделенных на оборонные нужды. 43 Постоянно ходят слухи, что значительная часть средств, выделенных на нужды вооруженных сил, теряется в результате коррупции и бесхозяйственности. 44 Некоторые наблюдатели утверждают, что рост расходов преувеличен, как по внутриполитическим соображениям, так и для оказания давления на Армению за столом переговоров. 45 В проекте бюджета на 2011 г. помимо чисто военных расходов, еще около $1.2 млрд. выделено на довольно туманные "специальные проекты оборонного назначения". 46 Местные аналитики полагают, что основная часть этих средств будет выделена на приобретение оружия за рубежом, включая запланированную, но неподтвержденную закупку российских зенитно-ракетных комплексов С-300, а также на производство вооружений в стране. 47
Несмотря режим добровольного эмбарго, установленный ОБСЕ и ООН на поставки оружия обеим странам, 48 Армения и Азербайджан активно ведут гонку вооружений. В 2009 г. Азербайджан закупил на Украине ударные вертолеты Ми-24 "Крокодил", 29 бронетранспортеров БТР-70 и около 35 122-мм и 152-мм артиллерийских орудий и, как сообщалось, в России – 62 из 180 имеющихся у него танков Т-72. 49 В 2010 г. он приобрел в Боснии реактивные системы залпового огня хорватского производства RAK-12, дальность действия которых составляет 8-13 км. 50 По мнению аналитиков министерства обороны Армении "это – ненужное накопление вооружений. У него [Азербайджана] хватит оружия, чтобы захватить не только всю Армению, но также и Грузию, и даже больше". 51
Азербайджан также при помощи израильских, турецких, пакистанских и южноафриканских компаний развивает в стране производство стрелкового оружия и бронетранспортеров. 52 В октябре 2010 г. крупнейшая компания Израиля по производству военной электроники "Эльбит Системс" заключила с министерством обороны соглашение по оборудованию азербайджанских танков Т-72 современными системами управления боем и наблюдения. 53 В тот же месяц министерство обороны также подписало договор о намерениях с турецкой компанией "Отокар" по совместному производству бронетранспортеров. 54 В ноябре оно договорилось с другой турецкой компанией Рокетсан о совместном производстве реактивных систем залпового огня дальностью 11 км и 40 км. Оно также получило лицензию южноафриканской компании Парамаунт Груп на производство устойчивых к подрывам и защищенных от засад транспортных средств (MRAP). 55
Официальный оборонный бюджет Армении несравним с азербайджанским, но Ереван также перевооружается. Согласно его бюджету, он планирует в 2011 г. потратить на армию около $390 млн. По оценкам некоторых аналитиков, общие оборонные расходы, включая Нагорный Карабах, ближе к $600 млн. 56 В последнем квартале 2010 г. правительство одобрило закупки нового оружия и программы развития собственной оборонной промышленности. 57 Самым недавним приобретением стала закупка оборонительных систем, таких как БПЛА, для органов разведки и пограничных служб, что отражает и диспозицию армянских войск, и их оценку угрозы. 58 Но министр обороны Оганян также заявлял о планах приобрести высокоточное оружие дальнего действия. 59 Армения может закупать оружие в России намного дешевле, чем Азербайджан, благодаря двусторонним соглашениям и членству в Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ), которую возглавляет Россия.
Неоднократно поступали сообщения о передаче Еревану российского оружия с военной базы в Гюмри (Армения). 60 Последний раз в январе 2009 г. Азербайджан утверждал, что в предыдущем году Москва передала Еревану оружие и боеприпасы на сумму около $800 млн., включая 21 танк Т-72, около 50 бронетранспортеров, артиллерийские орудия, ЗРК "Стрела -10" и "Стрела -2". 61 Хотя Россия отвергла эти обвинения, министерство иностранных дел Азербайджана заявило 15 января 2009 г., что имелись "достаточные основания придти к выводу, что передача оружия действительно имела место", и такие шаги "возлагают особую ответственность" на Россию за будущее развитие конфликта. 62 Согласно Протоколу о размещении российской базы на территории Армении, подписанному в августе 2010 г., которым продлевалась аренда Гюмрийской базы, Москва дополнительно обязуется снабжать армянскую армию "современным и совместимым вооружением, военной (специальной) техникой". 63 В декабре 2010 г. армянские власти подтвердили, что они развернули, по меньшей мере, два дивизиона современных российских зенитно-ракетных
(C)
Сообщение изменил Приблатненный (21/04/2011 20:27:00)
|