Только не кидайте в меня сразу ссаными тряпками Я довольно долго противилась и этой сумеречной истерии, которая охватила определенный круг знакомых мне девушек, и возникшему после всех просмотров желанию все осмыслить и написать что-то возможно объективное, в том числе о том, почему фильм не затронул серьезного зрителя, хотя в молодежном кино был отмечен как большое кинематографическое событие.
Формально у меня для этого есть повод - 17 ноября вышел четвертый фильм "сумеречной саги" - Breaking Dawn или просто "Рассвет. Часть 1". Мне стало любопытно и я за прошедшие две недели посмотрела все предыдущие части и залпом прочитала все 6 частей романа Стефани Майер, на котором и основан фильм.
И призадумалась.. а сыр во рту держала. В общем-то понятно, что как и в случае с Дозорами Лукьяненко, фильм для человека, не читавшего книгу, никакой художественной и кинематографической ценности не представляет, хотя и сделан максимально приближенно к событийному ряду романа. Но вот почему так получилось, мне стало ясно только после прочтения всех частей, в том числе той неоконченной Майер части, которая написана от лица вампира Эдварда.
Роман Майер, хотя и не блещет какой-то глубокой литературностью (а кроме того - чудовищно испохаблен официальным переводом издательства АСТ, в связи с чем книгу надо читать либо в оригинале, либо в альтернативном переводе, сделанном поклонниками без корректуры и окончательной литобработки, но максимально приближенном к оригинальному тексту), но при этом он написан очаровательно и бойко, с энтузиазмом и большой любовью автора к своим персонажам. Вампирсоко-оборотненская часть романа, хоть и не блещет какой-то оригинальностью, явно была написана не с претензией на новизну - Майер она была нужна для только, чтобы подчеркнуть необычную любовную линию. В романе писательница очень много занимается именно исследованием поступков, решений своих героев, она очень много говорит о вещах, которые можно было бы назвать этикой, философией персонажей. И именно в связи с этим, фильм, утратив эту часть, получился таким не цепляющим вдумчивого зрителя, а понравился в основном восторженным девочкам - в фильме совершенно непонятен ни механизм этой глубокой страстной любви, которая у Майер буквально сжигает главных героев и определяет все их поступки, ни мотивация других героев, которая есть в книге и там выглядит убедительной.
В фильме, на мой взгляд, есть один положительный момент - хорошо подобранные типажи героев. Мальчик-вампир и мальчик оборотень действительно чудесные и играют они в рамках сценария очень хорошо. Я уверена, что у Роберта Пэттинсона большое актерское будущее и его совершенно не зря называют новым Джудом Лоу. Но вот с главной героиней они, имхо, промахнулись и благодаря этому потеряли бОльшую часть мужской аудитории И дело не только в теме сисек (у Майер роман написан очень и очень целомудренно, а любовные сцены прорисованы мягко и завуалировано, хотя их и много, но при этом акцент ставится больше на переживания и ощущения героев, чем на эротику), а именно в том, что по книге эта Белла - хрупкая телом, но очень сильная духом, самоотверженная и глубокая девушка, очень серьезная, воспринимающая чужую боль сильнее чем свою, а в фильме она совершенно не цепляет. Если полуоткрытый рот актрисы должен символизировать напряженную работу мысли (что там на самом деле должно происходить), то мне жаль актрису Кристен Стюарт, которой суждено стать ну не более чем второй Джессикой Альбой, только без ее глуповатого обаяния.
Другой крайне негативный момент фильма по сравнению с книгой - это попытки привлечь мужскую аудиторию каким-никаким экшеном. В романе весь экшн прописан глазами героев и опять же существует для того, чтобы понять их личности и их отношение друг к другу и каким-то ценностям - это проверка их любви, дружбы, семейности, доверия и т.д. (и в романе Майер эти ценности очень четко прослеживаются). В фильме экшн выглядит по крайней мере бледно, потому что поступки героев совершенно непонятны и нелогичны, а в совокупности воспринимаются как большой сценарный ляп.
Возможно, одним из немногочисленных достоинств фильма являются очень неплохие натурные съемки и отсутствие злоупотреблений спецэффектами, чем грешат многие современные даже хорошие фильмы. Операторская работа сделана очень качественно, без всех этих трясущихся камер и прочих раздражающих мулек, а диалоги сняты правильно и вообще во многих сценах есть очень цепляющие моменты именно благодаря тому, что оператор правильно снял поцелуй или зафиксировал какое-то выражение лица героев.
И еще один момент, который может быть немного ободрит тех мужчин, которые по супружескому или пикаперскому долгу вынуждены посмотреть это кино. Поскольку роман написан женщиной (и я бы сказала для женской аудитории, что создатели фильма учли уже только к четвертой части), то весь набор женских мечтаний и помыслов там использован в полной мере, поэтому неплохо было бы, если бы мужчины, не всерьез, но и без наплевательства, поизучали на примере книги/фильма то, какого же рода романтики мы от них хотим. Все эти фразочки - "ты мой личный сорт героина" и т.д. звучат для женского уха прекрасной мелодией, которую ни одна женщина, какой бы умедренной опытом она ни была, никогда не устанет слышать.
Рекомендовать я, конечно, ничего не берусь, но я постаралась быть объективной. Лично мне роман Майер очень понравился и я прочитала все части на одном дыхании, а вот с фильмом все очень неоднозначно. Кстати, я бы не стала его рекомендовать для романтического вечера - девушка может погрузиться в томные грезы и с отвращением отвергнуть ваши нецеломудренные посягательства на ее тело Лучше дайте ей все это посмотреть одной, а потом как-нибудь вверните, что вы к ней относитесь как этот самый Эдвард к этой самой Белле - эффект не замедлит быть
Хорошего всем кино и хорошей литературы.
|