84% из числа субъектов РФ (74% населения и 87% территории) являются дотационными. Существует порядка 100 субсидий и субвенций между РФ и ее субъектами, которые пока не удается контролировать. Природа этой зависимости отчасти создана искусственно. Тем не менее, все перечисленные в статье субъекты относятся к дотационным. А уровень зависимости доходных частей их бюджетов от финансовой помощи из центра еще до кризиса (данные 2006 г.) оценивался для Приморского края в в 29.8%, Республики Саха (Якутия)- 35.2%, Чукотского АО - 40.8%, Республики Бурятия - 46.5%, Еврейской АО - 51.9% и т.д.
Очевидно, что федеральные власти не в состоянии осуществлять сколь-либо надежный и эффективный контроль этих территорий. Их местоположение, состав и настроения населения, наличие так называемых природных ресурсов, практическое отсутствие коммуникаций с Москвой и т.п. представляют реальную опасность для нынешней целостности России. Эта пресловутая целостность для большинства населения европейской части страны является географической абстракцией. Так же, как Красная площадь Москвы - марсианским фетишем для миллионов русских (и нерусских) людей далеко за Уралом.
В обстановке, когда мир стоит на грани экономического провала, а социальные процессы приобретают все более непредсказуемый характер (и не только в Египте, Ливии или Йемене), наши кремлевские вожди начинают имитацию "нового" этапа восточной политики. В которой, помимо рекламных акций по ремонту Саяно-Шушенской ГЭС или строительству моста через бухту Золотой Рог на остров Русский, должны проявиться элементы тех экономических решений, которые все, кому не лень, с успехом или без, уже применяют последние 30-40 лет.
Ноу-хау объявленного проекта по своему содержанию весьма мутно и двусмысленно. Некая госкомпания забирает у государства нечто (в частности, лицензии) и раздает их кому-то по своему усмотрению. Вершина этого анти системного идиотизма будет подчиняться президенту РФ, который сам с собой (про закон пока говорить не приходится) разделит полномочия левого и правого толка. Будет ли знать правое про то, что творит левое - вопрос риторический. В созданной системе все определяют лишь короткие и длинные рокировки между двумя фигурами, содержание которых и является главной целью обсуждаемой модернизации. При этом очевидно, что одна из этих фигур в новом (старом) статусе вовсе не собирается отсиживаться в своем кремлевском чулане и посвятить всего себя лишь законотворчеству и исполнению представительских функций. За годы бессонных ночей в Белом доме подготовлен целый том домашних заготовок, где зрелые дебютные идеи, минуя скучный миттельшпиль, быстро переводят шахматную партию в этюдное окончание, где черные, как известно, еще ни разу не побеждали.
Подтверждением моего несколько ироничного восприятия материалов статьи является упоминание легендарного золотого месторождения Сухой Лог в не менее легендарной Иркутской области. Последние 35 лет государство никак не может решить вопрос, что делать с этим "сокровищем". Самому им заниматься было откровенно не выгодно. Отдать в чьи-нибудь руки (отечественные, иностранные или смешанные) также пока не получилось. Рудное тело массой в 930 млн. тонн по последним оценкам содержит 1 953 тонны разведанных запасов золота при его среднем содержании 2.1 грамма/тонну. Для запуска добычи необходимо получить лицензию (стоимость от 0.5 млрд.$) и вложить 1.5-2.0 млрд.$ со сроком окупаемости в 12 лет. В принципе, на месторождении с использованием достаточно сложных и дорогих технологий можно добывать до 50-60 тонн золота в год. Мировая добыча его последние 10 лет находится на уровне 2400-2500 тонн в год. Нынешняя (явно спекулятивная) цена на золото создает известные перспективы для проекта "Сухой Лог". Но, как только мировые цены снизятся до 1000$ за унцию и ниже (а это весьма вероятно), проекты с себестоимостью добычи этой самой унции в интервале 500-1000$ становятся рискованными или убыточными. В России всегда (и сейчас) разрабатывали месторождения рассыпного золота. Месторождения рудного типа с низким содержанием металла в СССР и РФ не разрабатывались. Сухой Лог относится к их числу. Если учесть, что от ближайшего к нему населенного пункта до ближайшей ж/д-станции всего 575 км, а с электроэнергией уже сейчас существуют серьезные проблемы сезонного характера, то задачи освоения этого золота в ближайшие 3-5 лет комплексно решены не будут. Собаки будут продолжать сидеть на сене (если это можно назвать сеном), а региональная жизнь будет идти своим (независимым) чередом. Примером такого сена для Иркутской области является Ковыктинскон газоконденсатное месторождение вблизи Байкала. Его запасы газа в 2 триллиона кубометров мирно покоятся в недрах области, население которой (кроме Иркутска)и не слышало о бытовой газификации. О других сторонах его использования (в том числе и экспорте в Китай) и говорить не приходится.
Все мое многословие обращено лишь к одному, чтобы Вы не боялись грядущих революционных перемен в Восточной Сибири и Приморье. Ничего там не произойдет. По крайней мере, при Вашей жизни.
|