|
|
|||||||
Ляпсус, Дигер, для Вас... О японских самурайских мечах... Специалисты по истории японского оружия считают, что название самурайский меч является упрощением, вошедшим в Европе в обиход по причине недостаточной осведомленности о культуре японского меча. К той же цепи заблуждений относится и привычка считать слово катана синонимом самурайского меча. Однако это не так. Вот что пишет об этом К.В. Асмолов: ... в саму Японию эта форма меча пришла из Кореи, и в японских хрониках VII-XIII вв. такой меч назывался "корейским". Древнеяпонский меч - цуруги - имел длинную рукоять и прямое обоюдоострое лезвие. Носили его за спиной наискось и обнажали, хватаясь за рукоять сразу обеими руками. Начиная с III в.н.э. цуруги становится заточенным только с одной стороны, и у некоторых его типов появляется массивный противовес на рукояти. Изогнутый клинок в Японии начинают делать в эпоху Хэйан (первое серьезное упоминание о них относится к 710 г.), то есть почти одновременно с появлением классической сабли на Ближнем Востоке. К XII в., с ростом власти и усилением самурайского сословия, кривой клинок, являющийся табельным оружием самурая, полностью вытесняет в Японии прямой. И в европейской, и в нашей литературе существует достаточная путаница в наименованиях самурайских мечей. Известно, что самурай носил два меча - длинный и короткий. Такая пара называлась дайсё (букв. "больший и меньший") и состояла из дайто ("большего меча"), бывшего основным оружием самурая, и сето ("меньшего меча"), служившего запасным или дополнительным оружием, применявшимся в ближнем бою, для отрубания голов или харакири, если у самурая отсутствовал специально для этого предназначенный кинжал кусунгобу. Правда, обычай ношения двух мечей окончательно сложился только к XVI в. Длинный меч имеет длину лезвия больше двух сяку (сяку = 33 см), короткий - от одного до двух сяку (то есть 33-66 см). Длинный меч - наиболее известный в Европе, обычно называют катаной. Но это не совсем правильно. Катаной называется такой длинный меч, который носится в ножнах, заткнутым за пояс лезвием вверх, и выхватывается из ножен, обнажаясь, движением сверху вниз. Такой метод ношения меча появился в XIV-XV вв. и стал основным, наиболее удобным (кстати: ношение катаны за поясом лезвием вверх позволяет удобно вытаскивать ее не только правой, но и левой рукой) До этого времени словом катана обозначался заткнутый за пояс длинный кинжал или короткий меч, а длинный носил название тати (тачи). Тати носился на боку на перевязи, привязанной к ножнам, в которых он размещался лезвием вниз, обнажаясь движением снизу вверх. Такой способ ношения длинного меча годился, когда самураи воевали, в основном, верхом, но для пешего это было существенно менее удобно. К тому же, этикет требовал, чтобы при входе в дом длинный меч снимали, а вынуть меч в ножнах из-за пояса гораздо проще и удобнее, чем каждый раз отцеплять их от перевязи и потом привязывать обратно. С XIV-XV вв., когда такие мечи стали носить, в основном, за поясом, ношение меча на перевязи стало считаться скорее церемониальным, и потому сам тати и его ножны отделывались гораздо богаче, ибо были парадными. Дайсе Менуки Тсуба Короткий меч, который всегда носили в ножнах за поясом, назывался катана или танто, когда его носили в паре с тати. А когда его носили в паре с длинной катаной, его называли вакидзаси (вакидзачи). Вакидзаси Так что наименование самурайских мечей отражает, в основном, способ их ношения, а извлеченные из ножен больший и меньший мечи, как бы они ни назывались, имели одинаковую длину и форму, разве что очень ранние формы меньшего меча (в те поры, когда он еще назывался катаной) имели едва заметную кривизну и казались почти прямыми... (К.В. Асмолов. История холодного оружия: Восток и Запад) . Японский меч дайто имел длину 95-120 см, а его рукоять была расчитана на "3,5 кулака". Меч сето был длиной 50-70 см, с рукоятью на "1,5 кулака". Ширина лезвий составляла примерно 3 см., в толщина обуха 0,5 см. Вес длинного меча достигал 4-х кг. У самураев мог быть еще один меч - нодати , который имел общую длину около полутора метров и носился за спиной или на плече. Вот эти-то большие японские мечи - дайто и нодати - обычно и называют катаной. Японский меч является одним из символов императорской династии и предметом культа. Приступая к изготовлению традиционного японского меча, японский кузнец совершал длительный подготовительный ритуал. Заткнутый за пояс с правой стороны или положенный справа от себя клинок меча выражает доверие к собеседнику (из такого положения быстро привести меч в боевую готовность затруднительно). Войдя в жилище, длинный меч следовало оставить у входа в специальной подставке. Входящий в чужой дом с мечом выказывает тем самым выскоую степень неуважения к хозяину. Передавать меч полагается рукоятью к себе - поворот меча рукоятью к противнику означает неуважение его боевых навыков. При демонстрации меч не обнажается полностью, а касаться его можно только шелковым платком или листом рисовой бумаги. Обнажение меча, удар ножнами о ножны и бряцание оружием равносильно вызову, за которым может последовать удар без предупреждения. В Японии, как и в Европе, мечи имели имена и передавались из пололения в поколение. Иногда слово "меч" табуировалось. Так, к примеру, вакидзаси означает дословно "на боку воткнутое"... Самурайские мечи классифицируются по нескольким эпохам: Кото (до конца XVI века), Синто (до XVII века), Синсинто (1781-1876 года) и Гэндайто (современность). Чтобы определеить эпоху изготовления самурайского меча прежде всего обращают внимание на цвет и текстура стали. У мечей Кото цвет металла темно-серый, а у Синто и Синсинто - светлый и яркий. У лучших клинков Кото полированная поверхность выглядит как темный бархат. Чем же отличаются японские мечи одной эпохи от другой? По результатам испытаний, проведенных уже в наши дни, выяснилось, что при рубке связок жесткого бамбука лезвия мечей Кото сминались, Синто крошились, а Синсинто и Гэндайто не повреждались. Причины этого заключаются в том, что при выплавке металла использовались разное сырье и разные технологии. На хорошо отполированном клинке самурайского меча можно увидеть проходящую вдоль него линию (по-японски - "хамон", она же часто называется европецйцами "линией закалки"). Цвет и структура металла по обе стороны "линии закалки" разные: твердое лезвие является дымчатым, а более мягкая часть клинка - блестящей. На высококлассных японских мечах имеет характерный узор, схожий с узором дамасской стали. Японцы называют такой узор "кожей". Линия "хамон" образуется по причине составного строения клинка - когда клинок меча обтачивается и шлифуется, твердая сердцевина, образующая лезвие, выступает из более мягких обкладок. Вид линии "хамон" можно до некоторой степени видоизменять. Лезвие Фучи Кашира Менуки Сэйя Тсука |