|
|
|||||||
Всё - существенно сложнее. И одновременно проще. Иначе этот фильм не стал бы тем, чем он стал. Попробую объяснить (жаль, что ув. Эльза не скоро сможет прокомментировать написанное, даже если у неё появится желание сделать это, когда будет такая возможность). Итак. Пара аспектов, которые я считаю существенными: 1. Новогодняя сказка в стиле "всё изменить, ничего не меняя". Ведь что получается - подходит человек к дверям своей знакомейшей, опостылевшей (надо думать - ибо в нём присутствует явственное желание перемен - превед В. Цою ))) квартиры, открывает её своим ключом, привычно заходит внутрь, засыпает... и просыпается совсем в другом... хм... не столько даже "месте", сколько "ситуации". Мечта многих - "чудо здесь и сейчас". И всего-то - в баню с друзьями сходить, что и попытался впоследствии воплотить Ипполит. 2. Второй аспект. Важнейший. Именно на тему тех характеристик ключевых персонажей, которые постаралась скрупулезно перечислить Радулова. Здесь я позволю себе достаточно обширную цЫтату из любимого аффтора: Если понимать слово "совок" не как социальную характеристику или ориентацию души, то совок существовал всегда. Типичнейший совок - это Василий Лоханкин, особенно если заменить хранимую им подшивку "Нивы" на "Архипелаг ГУЛАГ". Классические совки - Гаев и Раневская из "Вишневого сада", которые не выдерживают, как сейчас говорят, столкновения с рынком. Только при чем тут рынок? Попробуйте угадать, откуда взята следующая цитата: "Уезжая из Москвы, проезжая по ней, я почувствовал то, что чувствовал уже давно, с особенной остротой: до чего я человек иного времени и века, до чего я чужд всем ее "пупкам" и всей той новой твари, которая летает по ней в автомобилях!" Это не с последней страницы "Независимой газеты". Это из "Несрочной весны Ивана Бунина", написанной в Приморских Альпах в 1923 году. Тут даже текстуальное совпадение с Фаулзом, чья героиня ненавидит "новый класс" именно "со всеми его автомобилями". Только герой Бунина называет этот новый класс "новой тварью" и имеет в виду красных комиссаров. Еще один "совок" - сэлинджеровский Холден Колфилд, который мучает себя невнятными вопросами вместо того, чтобы с ослепительной улыбкой торговать бананами у какой-нибудь станции ньюйоркского сабвея. Кстати, и он отчего-то проходится насчет автомобилей, говоря о "гнусных типах... которые только и знают, что хвастать, сколько миль они могут сделать на своей дурацкой машине, истратив всего один галлон горючего..." ...................... Совок - вовсе не советский или постсоветский феномен. Это попросту человек, который не принимает борьбу за деньги или социальный статус как цель жизни. Он с брезгливым недоверием взирает на суету лежащего за окном мира, не хочет становиться его частью и, как это ни смешно звучит в применении к Васисуалию Лоханкину, живет в духе, хотя и необязательно в истине. Такие странные мутанты существовали во все времена, но были исключением. В России это надолго стало правилом. Советский мир был настолько подчеркнуто абсурден и продуманно нелеп, что принять его за окончательную реальность было невозможно даже для пациента психиатрической клиники. И получилось, что у жителей России, кстати, необязательно даже интеллигентов, автоматически - без всякого их желания и участия - возникал лишний, нефункциональный психический этаж, то дополнительное пространство осознания себя и мира, которое в естественно развивающемся обществе доступно лишь немногим. Для жизни по законам игры в бисер нужна Касталия. Россия недавнего прошлого как раз и была огромным сюрреалистическим монастырем, обитатели которого стояли не перед проблемой социального выживания, а перед лицом вечных духовных вопросов, заданных в уродливо-пародийной форме. Совок влачил свои дни очень далеко от нормальной жизни, но зато недалеко от Бога, присутствия которого он не замечал. Живя на самой близкой к Эдему помойке, совки заливали портвейном "Кавказ" свои принудительно раскрытые духовные очи, пока их не стали гнать из вишневого сада, велев в поте лица добывать свой хлеб. (с) В.О.Пелевин, "Джон Фаулз и трагедия русского либерализма" (ключевая (имхо) мысль выделена жЫрным) И что мы видим? Женя выбирает романтичную и непрактичную Надю вместо практичной и домовитой Гали. Надя выбирает непрактичного фанатика и маньяка Женю (это отдельная тема, Женя и вообще многие другие герои А.Мягкова - именно что маньяки, фанатики, т.е. люди, готовые отдать "жар души" не в обмен на что-то, а "просто так") вместо практичного и монетизированного Ипполита. Слабость побеждает силу. Точнее, даже не "побеждает"... она как бы "проходит мимо силы, не замечая её"... та же тема, но в более жёстком и интересном аспекте показана в очень мной любимом фильме "Бег". А Сила - Ипполит в жёлтой "шестёрке" - мечте совеццкого человека - бессильно и бессмысленно кружит по льду замёрзшей реки, пока не утыкается в гранитный парапет, после чего его буквально "хоронит" куча снега из самосвала. И обратите внимание на профессии героев... Учитель (Надя) и Врач (Женя)... А Священником у них, надо думать, режиссёр фильма ... хотя, возможно, эту роль играет и мама... у меня тут проскользнула ассоциация с "Родиной-матерью", но эту тему мне сейчас развивать лень )))))) Вот такая вот фигня. Все получает проигравший ("лузер"). Более того - именно факт осознанного выбора им лузерской позиции и становится причиной его "победы". (В "Служебном романе" эта тема - противостояние Новосильцева и Самохвалова - продемонстрирована ещё более жОско и подробно). Такое вот приблизительное имхо. А запах перегара, "трёхдневные трусы" и прочие мелкие подробности... знаете, вот лично у меня любые физиологические проявления любимого человека (даже болезненные) как минимум, не вызывают ни малейшего отторжения. В конце концов, что мешает взять его трусы (носки итп) да и постирать. В тазике, если нет стиральной машины. А запах перегара наутро выветрится. ЗЫ: Если чо - я сам "совок", ага. Я родом из СССР "И вот - я торжественно объявляю: до конца моих дней я не предприму ничего, чтобы повторить мой печальный опыт возвышения. Я остаюсь внизу, и снизу плюю на всю вашу общественную лестницу. Да. На каждую ступеньку лестницы - по плевку. Чтобы по ней подыматься, надо быть пидорастом, выкованным из чистой стали с головы до пят. А я - не такой." (с) Вен. Ерофеев, "Москва - Петушки" (лениво зевая) И - да, у меня был опыт абсолютной власти. Не в очень большом масштабе (коллективе) но - абсолютной. Ибо любые жалобы на меня приходили ко мне же ))) Скажу честно - не понравилось ЗЗЫ: Нет, мне не нравится этот фильм. Было дело - нравился, но это было давно, примерно при СССР, и ещё до того, как я женился. |