Jodo
На форуме: 24 г 312 д(с 09/02/2000)
Тем: 271 Сообщений: 4038 Флеймы: 100 (2,5%)
Всего отчетов: 63 Москва и область: 63 |
|
|
|
Вот и начался новый очередной Чемпионат мира гонок "Формула -1". Или, как принято говорить, Больших призов . И я хотел бы в этот раз поведать о еще одном гонщике прошлого, оставившего яркий след в истории. О гонщике, чья родина дала современную "Формулу - 1", ведь именно в Сильверстоуне 13 мая 1950 года состоялся первый этап официального Чемпионата мира. О его сложной, противоречивой и привлекательной жизни в "Формуле-. 1". Имя ему - Найджел Менселл.
Интеллигентный сельский констебль. Во время выступления Мэнселла в Больших призах , в паддоках "Формулы-1" очень часто можно было услышать: восхищаться Найджелом может только тот, кто его совершенно не знает. Это происходило из-за того, что в этом уникальном пилоте удивительнейшим образом сочетались качества на первый взгляд абсолютно несовместимые. Если с одной стороны, он был агрессивно- самоуверенным человеком, то сдругой - подверженным дикими сомнениями как в себе самом, так и в окружающих его людях. Исключением из последнего, пожалуй, являлась лишь его супруга . Розанна Мэнселл, в которой он был уверен неизменно и безоговорочно. Ко всему этому добавлялась страшная подозрительность и склонность во всем усматривать заговоры против себя. В то же самое время, по словам людей, общавшихся с Найджелом, - разговаривая с ним, быстро забывалось, что у этого человека нет настоящего (по меркам англичан образования. Настолько интеллигентным и обаятельным собеседником он был. И в тоже время 3-кратный Чемпион мира бразилец Нельсон Пике, с языком острым, как катана и ядовитым, как осиное жало, так охарактеризовал однажды Мэнселла: "Сельский констебль с опилками в голове". Никогда не бывавшее скучным, общение с Найджелом могло оказаться и опасным. Большой Найдж , как прозвали усатого англичанина журналисты, сродни ребенку, отличался исключительной непосредственностью в своих действиях. Это позволяло ему, находясь в благодушном настроении, на пресс-конференции швырять в журналистов кожуру от только что съеденных бананов. Или же дать при случае в челюсть, если кто-то из представителей прессы подвернулся некстати под руку или сильно расстроил своей предыдущей публикацией. Однажды, увлекшись веселой перепалкой с кем-то из британских репортеров, Мэнселл, выходя из пресс-центра, врезался в дверной косяк и чуть не сломал себе нос и палец руки. Весь пресс-центр умирал от хохота, пока Биг Найдж потирал ушибленные места и ругался на чем свет стоит. Думаете он обиделся на подобную реакцию? Ничуть! Через некоторое время он улыбнулся в ответ и удалился, помахав веселящимся журналистам. Подобная природная противоречивость натуры ярко проявилась и в гоночной судьбе Найджела Менселла.
Тестер без головы. Как и многие гонщики того времени, Найджел Мэнселл, пробиваясь в высший гоночный свет, не прыгал через ступеньки. Началось все по традиции с картинга. При этом у него не было ничьего покровительства и приходилось вкладывать в карьеру личные средства до последнего пенса. Его довольно успешные выступления в Формуле Форд не привлекли спонсоров, и он должен был бы надолго, если не навсегда, застрять в "Формуле-3я". К этому моменту деньги подошли к концу и обеспечить себе более-менее приличную технику Мэнселл уже не мог. Но помог случай, сродни чуду. Питер Коллинз, менеджер "Лотуса", составил ему протекцию перед самим Колином Чэпменом, известнейшим конструктором, создателем болидов этой команды. И Мэнсел получил место тест-пилота в "Лотусе". Надо сказать, большей несуразицы или анекдота представить тяжело: Мэнселл - тест-пилот! Никогда осмысленной работой над машиной англичанин не был силен. Патрик Хэд, - технический директор "Уильямс" - во времена пребывания Найджела в этой команде, говорил, что основным его достоинством тестера было-неумение ездить медленно: Найджел всегда, при любых обстоятельствах вдавливал педаль газа в пол, и, если на тестах за рулем "Уильямса" был Мэнселл, а болид ехал медленно, никто ни о чем Найджела не спрашивал, и так было ясно, что машина явно не впорядке". Возможно, Чэпмену как раз и не нужен был умный тестер, а нужен был именно быстрый тестер - его собственного гения и изобретательности хватило бы на весь пелетон. Как нельзя кстати пришлись именно азарт и бесстрашие Мэнселла. Недаром ведь про чепменовский "Лотус" сказал однажды Грэм Хилл: "Если я сижу за рулем и вижу, как меня обгоняют мои собственные колеса, значит, я за рулем "Лотуса". А австриец Йохен Риндт, - еще один Чемпион мира, - иногда отказывался пилотировать созданные Чэпменом произведения просто из чувства самосохранения. Мэнселлу же подобное чувство знакомо не было. Поэтому в 1981 году, в 27 лет, он стал призовым гонщиком "Лотуса". На фоне вышесказанного показательным выглядит один эпизод из жизни Мэнселла - тест-пилота. Это был его первый опыт и всего пятый круг за рулем "Лотуса". Машина вела себя прекрасно, и мне казалось, что я еду очень быстро, - вспоминал впоследствии Мэнселл, - Однако, проезжая пит-лайн, я почему-то не увидел никаких цифр на табло, на котором инженеры обычно вывешивают результаты на круге. Табло было пустым, а парни молча стояли на парапете. Им нечего было мне сказать. На следующем круге - тоже ничего. Тогда мне пришло в голову, что мои круги кажутся быстрыми только мне, а на самом деле я еду безнадежно медленно. Весь ужас был в том, что проехать быстрее я уже не мог чисто физически. Тогда я зарулил в боксы. Шэф-механик Найджел Строуд наклонился ко мне, поднял забрало шлема и сердито спросил: "Думаешь, ты самый умный?" Я испугался - в чем дело? Оказывается, мое время на круге - 1.12,5 - было быстрейшим для Сильверстоуна за всю историю "Лотуса"! Такое внешне полнейшее отсутствие страха наряду с безумным темпераментом снискали англичанину любовь со стороны не только Чэпмена, но и публики. Благо, после трагической смерти Жиля Вильнёва место "рыцаря без страха и упрека" было вакантным. Но помимо этого Найджел напоминал некую формулическую версию Дон Кихота - фигуру трагикомическую, искреннюю и весьма привлекательную. Став призовым пилотом, чуть позже, Мэнселл признался: "Скорость я любил всегда, сколько себя помню. Эта любовь передалась мне от матери, которая прекрасно водила машину и в те времена, когда в Англии еще не были введены скоростные ограничения, частенько разгонялась до 100 с лишним миль в час, не моргнув глазом! Гонки всегда были частью моей жизни. Еще совсем мальчишкой я как-то пообещал себе, что обязательно стану профессиональным пилотом и выиграю чемпионат мира. И ничто не могло заставить меня усомниться в том, что это возможно. На ранних стадиях моей карьеры многое шло вразрез с этими планами. Я потерял работу, продал дом, семья жила лишь на заработок моей жены - и все это ради того, чтобы иметь возможность гоняться. Хуже всего пришлось в 78-м, когда мы с Розанной потратили последние сбережения на то, чтобы я провел несколько гонок в "Формуле - 3". Сейчас, оглядываясь назад, жуть берет: как мы все это вынесли?!" Самое интересное - первая гонка "Формулы-1", которую Мэнселл увидел в живую, был "Гран-при Великобритании"-62 в Эйтери, который выиграл Джим Кларк на ... "Лотусе". - Такое ощущение, что круг замкнулся, - продолжал Мэнселл. - Мне было 9 лет, когда я увидел Кларка и "Лотус". Они произвели на меня колоссальное впечатление. Я взрослел, и сочетание Кларк - "Лотус" становилось чем-то вроде синонима победы. Можете себе представить, что со мной было, когда кто-то из знакомых передал слова Чэпмена, сказанные обо мне: "Найджелл - самый талантливый гонщик, которого я видел со времен Кларка"!
Как Биг Найдж послал Фрэнка Уильямса. Увы. Но для самого Мэнселла Лотус победным так и не стал. Первая победа пришла к нему лишь в 1985 году на "Гран-при Европы" в Брэндс Хэтч за рулем "Уильямса". Но об этом чуть позже. В 1982 году (ох, уж, этот 1982 год!) скоропостижно скончался от сердечного приступа 54-летний Чэпмен и Лотус перестал быть для Мэнселла центром его личной вселенной. В добавок к этому вместо Коллинза менеджером команды стал Питер Уорр, личность по отзывам современников, мягко говоря, не самая деликатная. Сложившееся положение усугублялось тем, что Уорр никогда не скрывал своего презрительного отношения к англичанину и открыто покровительствовал напарнику Мэнселла по "Лотусу" Эмилио де Анжелису. Последней каплей для впечатлительного Мэнселла стало его нелепое поражение в Монако в 1984 году, когда он, лидируя, разбил машину об отбойник. "Этот придурок безнадежен, - публично заявил Уорр. - Он уже давно исчерпал свои и без того ограниченные возможности. И чемпионом мира станет только в том случае, если зарастет дырка у меня в заднице!" Интересно, кто-нибудь удосужился проверить это в 1992 году? А ведь мало кто знал, что накануне той дождевой монакской гонки умерла горячо любимая мать Найджела. Он мечтал посвятить ей ту победу. Выйдя в лтдеры, поверил, что она у него в кармане, отвлекся, расслабился, - и жестоко за это поплатился. По словам людей, близко знавшим Мэнселла, это поражение в "Монако"-84 (а несмотря на безумно рисковый стиль езды, он чрезвычайно редко совершал ошибки вообще, а подобные грубые совсем можно пересчитать по пальцам) и комментарии Уорра надолго выбили англичанина из колеи. В этот момент как нельзя кстати пришло предложение Фрэнка Уильямса, ведь в "Лотусе" уже никто не скрывал, что в 85-м на место Мэнсела придет Айртон Сенна. Однако после первого разговора с Найджелом Мэнселлом Уильямс, в свойственной ему манере, надолго замолчал, держа англичанина в полном неведении. Естественно, Биг Найджу не понравилось, что из него делают дурака, он разозлился и, напросившись на повторную встречу с Фрэнком, откровенно послал того куда подальше. На следующий же день Мэнселлу позвонил тогдашний менеджер "Уильямс" Питер Уиндзор: "Не знаю, что такое ты ему сказал, Найдж, но он заинтересовался и ждет твоего звонка", Менсел, еще не отойдя от обиды, опять послал работодателей. Тут уже не выдержал бывший менеджер Лотус Питер Коллинз, к тому времени, правда, тоже работавший на Фрэнка: "Засунь в одно место свое самолюбие и немедленно звони! Судьба дает тебе, возможно, лучший и единственный шанс в жизни". Это действительно было так. Именно Уильямс принес Найджелу победы, славу, деньги, титул, то есть все то, о чем он мечтал с детства. - Я подумал: может я и вправду веду сябя как дурак, отказываясь позвонить Фрэнку? - вспоминал об этом случае Мэнселл. - Тем более что моим золотым правилом было - хватайся за представляющиеся возможности обеими руками! И я решил: позвоню. Но если он снова будет ходить вокруг да около. Однако, к счастью для меня, для него и для всей "Формулы - 1", Фрэнк предложил мне место пилота, и за те деньги, которые я хотел!
"Возродившейся из темноты". Словно глотком свежего воздуха стал для Мэнселла переход в "Уильямс". Приехав на фабрику в Дидкот, Найджел сразу же сказал Фрэнку и Патрику Хеду: единственное, чего он хочет от новой команды, это показать миру, на что он способен при достойной экипировке. И все же до того, как насладиться первой в карьере победой, Мэнселлу пришлось пережить настоящий кошмар. Это произошло на автодроме Поль Рикар в Ле Кастелле во время свободных заездов накануне "Гран-при Франции". На самом скоростном участке трассы-длинной прямой "Мистраль", где машины развивают скорость до 350 км/ч - внезапно (хм, а разве когда-то подобное происходит планово?) взорвалась левая задняя покрышка менселловского "Уильямса". "На такой скорости я совершенно потерял контроль над машиной, - рассказывал Мэнселл. - Стал беспомощным пассажиром. Все произошло в считанные секунды. Колесо оторвалось, вырвав с мясом фрагмент подвески, который, в свою очередь, превратил в ошметки задний элерон. Я лишь мог наблюдать как меня несет прямиком в отбойники. Потом переднее левое колесо за что-то зацепилось, тоже оторвалось и врезалось мне в лицо. Стало темно. Остальное я знаю лишь по рассказам". Находившегося без сознания Мэнселла вертолетом доставили в госпиталь Марселя. Когда он очнулся, врачи сказали, что у него тяжелейшая контузия, но никаких других серьезных повреждений, к счастью, нет. Колоссально подскочившее давление обернулось дикими головными болями, которые мучили Найджела безостановочно 10 дней. Еще неделю после выписки из клиники у себя дома, на острове Мэн, Мэнселл просидел в темной комнате в темных очках. Врачи предписали ему избегать света и шума. Первые три дня заточения он провел вообще один, ни с кем не разговаривая и лежа в постели. Все это время его не покидали напряженные мысли. Как все это скажется на его любви к гонкам и планах на будущее. А через две недели после аварии в Ле Кастелле он уже новый, собранный вместо разбитого во Франции Уильямс на квалификации перед британским Гран-при в Сильверстоуне. По большому счету, выпускать на эту скоростную трассу человека, который совсем недавно выбрался из преисподней, было серьезной авантюрой. И Мэнселл, по его словам, явственно ощущал, что команды, отданные мозгом, тело выполняло с заметным опозданием. Его спасло лишь то, что эту трассу англичанин мог проехать хоть с завязанными глазами. И даже задом на перед. В конечном итоге поулу, автором которого стал напарник Мэнселла по Уильямсу Кеке Росберг, он уступил всего секунду. Это была та самая квалификация, в которой Кеке Росберг установил рекорд, продержавшийся почти двадцать лет, проехав на турбонаддувном болиде круг со средней скоростью свыше 160 миль в час или 259,005 км/ч. Побит он был, как это не странно, в 2004 году тоже пилотом "Уильямс"-Хуаном-Паблой Монтойя и составляет чуть более 260 км/ч. Она же стала поворотным пунктом в отношениях Росберга и Мэнселла. В самом начале они были, мягко говоря, напряженными, поскольку финн принял англичанина в штыки. Но после квалификации проникся к Мэнселлу уважением, граничившим с преклонением. -Он подошел ко мне в моторхоуме и сказал:"Знаешь, парень, я был не прав по отношению к тебе. После такой аварии и так ехать!.." Это потрясающе! - с улыбкой вспоминал Найджел. Это свое признание Росберг, как истинный джентльмен, повторил позже прилюдно на пресс - конференции, специально заострив внимание, В самой гонке Мэнселл шел очень долго третьим, пока не отказало сцепление.
Об умении "открывать холодильник". Через два с половиной месяца после Сильверстоуна к нелепому усатому англичанину наконец-то пришла победа, так долго не дававшаяся в руки! Много лет спустя, при разговоре о первой победе, Мэнселл вспоминал: "Я всегда убеждал себя в том, что это ни о чем не говорит. Ведь и в "Лотусе", и в "Уильямсе" на старте сезона у меня были ситуации, позволявшие побеждать, но каждый раз случалось что-то,на что я не мог никак повлиять, и победы доставались другим. Столь долгое ожидание не имело никакого отношения к моим способностям. Просто у каждого человека своя судьба. Я ушел из "Формулы-1", одержав за карьеру 31 победу, а мог бы уйти, имея их на пару-тройку десятков больше. Вот и вся разница", "Гран-при Европы"-85 на Брэндс Хэтч Мэнселл выиграл в острейшей борьбе с Пике, Сенной и Росбергом, а в лидеры вышел, обойдя Сенну сумасшедшим по риску маневром, виртуозным и достойным восхищения. Он шел вторым следом за Сенной, когда на выезде с прямой "старт/финиш" перед тем оказался только покинувший пит-лайн Росберг. В повороте "Боттом бенд" Сенна решил пройти финна классическим способом, то есть справа, Мэнселл же нырнул влево и обошел напарника там, где для этого просто не могло быть места. Позже, много лет спустя, похожий маневр совершил Мика Хаккинен по отношению к Михаэлю Шумахеру. Увы, но в погоне за безопасность теперь такое увидеть почти невозможно. С подачи Макса Мосли, такие маневры стало принято считать грубыми и непрофессиональными. - Когда 75-тысячные трибуны взвыли, осознав, что впереди англичанин, я подумал: может, сегодня?.. И тут же отогнал эту мысль, - рассказывал после гонки Мэнселл. - Я просто нажал на газ, мгновенно оторвался от Сенны на 18 секунд и до самого финиша не ослаблял напора, моля небеса, чтобы кому-нибудь не пришло в голову меня догнать. Никто не догнал. Однако я знаю, что если бы такое произошло, то обойти меня этот кто-то не смог бы. На тормозном круге я вел Уильямс вслепую, потому что ничего не видел из-за слез. Я участвовал в гонках уже 23 года, ломал шею, спину, разругался с родными, потерял множество друзей, заставил жену и детей пройти сквозь ад - и теперь судьба разом расплатилась со мной за все. И знаете что я вам скажу? Оно того стоит! Это была 72-я гонка Найджела Мэнселла в карьере. Впрочем, и она далась ему совсем не просто. В тот уик-энд погода была холодной. Главной же проблемой Уильямс в холодную погоду была температура передних шин. Пока они прогревались до нормальной рабочей температуры, задние покрышки уже начинали изнашиваться. И если у "Лотус" был специальный агрегат для прогрева резины, то Патрику Хэду приходилось применять обычные обогреватели. В пятницу на трассе блистал Айртон Сенна. Будущий Волшебник превысил тогдашний рекорд трассы на 1,3 секунды, показав результат 1.08,021. В субботу, уже в самой квалификации, Сенна выжидал. Первым превзошел его результат соотечественнок Нельсон Пике, показав 1.07,482. Появившись на трассе, Сенна с теми же настройками, что и днем ранее, превзошел время Пике на 0,3 секунды, а свой вчерашний результат и вовсе почти на секунду. В итоге бразилец записал в свою копилку будущего короля поула (и пока еще оставаясь им) очередное первое место на стартовой решетке. Найджел Мэнселл же мучился со своим болидом оба дня. Однако все же смог занять третье место на старте, позади двух бразильцев. Справедливости ради стоит добавить, что Уильямс на квалификации для повышения надежности применял пониженный турбонаддув, в то время, как "Лотус" и "Бребхэм" просто "летали". В ночь перед стартом механик Уильямс перебрали машину Мэнселла в надежде найти настройк под полные баки. Заодно заменили пружины и аммортизаторы. Занывший в квалификации шестое место лидер чемпионата Ален Прост стартовал довольно успешно, но застрял за Росбергом, а затем и вовсе выехал на траву. Француза опередила почти половина пелетона, и вернулся Прост лишь четырнадцатым. Отлично принявший старт Мэнселл на одном из первых кругов освершил небольшую ошибку в повороте "Друидс хилл бэнд" и немного сошел с траектории. Эта ошибка стоила тем, что его обогнали Сенна, Росберг и Пике. Кеке Росберг вовсю атаковал Айртона Сенну, при этом после гонки финн жаловался, что бразилец постоянно блокировал его в "Друидс" и "Хоуторн". Тогда Чемпион мира 1982 года начал решительные атаки в "Сартис". В этом коварном левом повороте с подъемом в гору Росберг атаковал буквально на каждом круге, пока на шестом Сенна, по мнению Росберга, не пересек траекторию соперника. (А подрезать Сенна умел и любил. За что однажды в боксах и получил парочку увесистых оплеух от Мэнселла.) Росберга развернуло, при этом еще и Пике задел левое заднее колесо финна. Пике сошел, а Росберг отправился в боксы, где ему заменили три колеса (задетое Пике ни в какую не снималось). Кеке, горячий финский парень, вернувшись на трассу, очень своеобразно отомстил своему обидчику Сенне. Он вернулся практически в круге от Айртона, выехав буквально перед носом будущего чемпиона. Буквально заблокировав того, известный своей обидчивостью Росберг упорно не желал пропускать вперед Сенну. В повороте "Грэхем Хилл" "Лотус" бразильца почти уперся в коробку передач финна. Судьи вывесили желтые флаги, причем если в Друидс они висели почти неподвижно, то в Сартис комиссары активно размахивали ими. И именно под желтыми флагами в "Боттом бенд" Найджел Мэнселл с некоторой долей помощи от своего напарника по "Уильямс" и прошел лидера гонки. Естественно, что после гонки был подан протест по поводу не совсем соответствующего правилам обгона Сенны Мэнселлом, однако, довольно странно, но протест был отклонен, хотя перед гонкой на брифинге пилотам вполне доступно объяснили, что в случае обгона при неподвижном желтом флаге их ожидает дисквалификация, при подвижном - штраф. В этом нет ничего удивительного - чтобы британца дисквалифицировали на британской трассе!.. Вторая в карьере победа пришла через две недели в Кьялами. По собственному признанию, Мэнселл ощущал себя смертельно голодным человеком, который наконец-то сообразил, как открывать холодильник. После Брэндс Хэтч и Кьялами-85 в его карьере было столько ярких моментов, что все и не перечесть. Например, "Гран-при Великобритании"-86 на том же самом Брэндс Хэтч, который Мэнселл выиграл у пике на "Уильямсе", настроенном под. Пике. А в то время индивидуальные настройки болида имели более принципиальное значение, чем сейчас. Даже сезон - 92года, когда сражаться против Уильямсов было бесполезно, а сладить с Мэнселлом, словно получившим крылья, не смог бы никто, даже сам дьявол, назвать проходным сможет только не видевший его. Просто Фортуна наконец-то снозошла до человека, над которым прежде жестоко издевалась.
"Проклятье" Монако. Об одном из таких издевательств следующий рассказ. Во многих областях человеческой деятельности существуют символы - "Гран-при Монако", впервые состоявшееся в 1929 году . один из таких символов. До сих пор победа на узких извилистых улочках этого карликового города-княжества с населением всего в 32000 человек . до сих пор ценится на вес золота. Атмосфера легкого сумасшествия, сопутствующая в нем гонке, заставляет пилотов совершать нечто из ряда вон выходящее. Даже таких холодных и расчетливых, как Ники Лауда, Ален прост, Михаэль Шумахер или Мика Хаккинен. Увы многие выдающиеся пилоты, как Альберто аскари, Джим Кларк, Эмерсон Фиттипальди, Нельсон Пике, и наш герой Найджел Мэнселл, так и не смогли финишировать первыми. Получить кубок из рук главы семейства Гримальди - князя Ренье III и выпить из него шампанского. Недаром однажды 3- кратный чемпион мира бразилец Нельсон Пике, сравнил гонку в Монте-Карло с полетом на вертолете по собственной спальне. В 92-ом году "проклятие Мэнселла" или, если хотите, !наваждение Мэнселла" обрело совершенно определенное имя - Айртон Сенна. В квалификации Мэнселл, выигравший до этого все предыдущие пять гонок сезона, "привез" напарнику по Уильямсу Риккардо Патрезе почти секунду. Сенна, которому удалось занять на Макларене 3-е место, проиграл 1,2. Начало гонки было привычным сценарием предыдущих: англичанин на своей чудо-машине-"самовозке" усвистел вперед, оставив Патрезе, на манер оруженосца, обеспечивать тылы. А отбиваться надо было от "Принца Монако", 4-кратного, - в итоге 6-кратного победителя, чей рекорд не побит до сих пор, - победителя этой гонки Сенны. Уже на входе в Сен-Девот бразилец решил проблему Патрезе. И все оставшиеся полтора часа плпномерно ждал своего часа. Единственно, возможного, шанса оказаться впереди Мэнселла на трассе, на которой обгонять почти негде. "Проклятие Мэнселла" "очнулось" за 10 кругов до финиша. Послушный "Уильямс" вдруг начал капризничать. Англичанин, поверивший ужу было в то, что наконец-то вожделенная победа в кармане, запаниковал. Он совершенно не понимал, что происходит. Подозрение пало на резину и он заехал в боксы, где вокруг машины собралась вся команда. Замена покрышек была проведена слишком медленно, и когда Мэнселл покинул пит-лайн, Макларен Сенны успел влететь в Сен-Девот лидером! Что весьма характерно для "Уильямс", а "Уильямса" того времени тем более. Недаром однажды, после проигранного именно из-за медленного переобувания гран-при Фрэнк Уильямс уволил всех механиков. Набранные вновь все две недели до следующего гран-при тренировали так называемую взлет-посадку по смене резины. Тренировка заключалась в том, что переобувание производилось после одного-двух кругов в течение 6-7 часов ежедневно. Проведенная "экзекуция" пошла на пользу. Секунды, и Мэнселл уже догнал конкурента, но всем стало ясно, что и на этот раз Сенна не даст Биг Найджу одержать победу. Даже на явное преимущество Уильямс в скорости. Последние 7-8 кругов превратились в пытку для Мэнселла. На метания, рывки и тычки англичанина было больно смотреть. Найджел применил все известные ему приемы и провокации, но бразилец оставался к ним абсолютно равнодушен. Каждый миллиметр трассы был под его полным контролем. Увы, но тот супер-"Уильямс" не умел летать, как самолет.
Самый большой "неудачник". Найджел Мэнселл выиграл лишь один чемпионат. А мог бы как минимум четыре. В 1986-м между ним и титулом встал Ален Прост. И пусть Макларен француза не шел ни в какое сравнение с набравшим наглость хода "Уильямсом" Мэнселла. Корону Чемпиона мира Просту принесла знаменитая гонка в Аделаиде. В ней Ален, недаром получивший прозвище профессор , заманил Мэнселла и Пике в ловушку, вынудив ошибиться с резиной, опередил на последних кругах и всего на 2 очка в общем зачете. До чемпионства Мэнселлу не хватило 70 км. В 1987-м, несмотря на проблемы с мотором "Хонды", которая собиралась сменить прописку на "Макларен", к концу сезона Найджел разогнался так, что Нельсон Пике, лидировавший в чемпионате, оказался не в силах с ним справиться и потерпел серию тяжелых поражений. Но на Сузуке, во время предпоследней гонке сезона, Найджел на скорости 230 км/ч попал в аварию и повредил спину так, что врачи опасались полного паралича. В добавок в грудной клетке, между сердцем и легкими, начала скапливаться жидкость, и возникло подозрение, что задета аорта. К счастью для всех, все обошлось, но сезон Мэнселлу закончить все же не удалось. Титул достался Пике, который, в свою очередь, так и не финишировал ни в Японии, ни в Австралии. Еще один чемпионат англичанин проиграл в 1991-м - на этот раз Сенне. И проиграл так, как мог проиграть только он сам. В португальском Эшториле, где победа была вполне реальна и могла стать дорогой к высшему титулу, на обычном пит-стопе на его "Уильямсе", уже покидавшем пит-лайн, отвалилось заднее колесо. Механики поставили его на место, однако смогли сделать это в неположенном месте. Через несколько кругов, когда Мэнселл пробился с 17-го на 6-е место, ему вывесили черный флаг. На фоне всего этого, следует учесть, что Чемпионом мира - 92 Мэнселл мог бы и не стать, потому что в Сильверстоуне . 90, устав от бесконечных интриг, столь привычных для "Феррари", за которую он тогда выступал, объявил об окончании карьеры. Очень многие пытались отговорить Биг Найджа. Сделать же это удалось лишь ... Айртону Сенне. К счастью, - по словам Мэнселла. - и для него самого и для всей "Формулы - 1" . Несомненно, Найджел Мэнселл для "Больших призов" - фигура символическая. И карьера такого неординарного человека не могла завершиться обыденно. В 92-м он ушел из "Формулы - 1" окончательно, в 93-м блистательно выиграл чемпионат американской серии CART, а в 94-ом, поддавшись на уговоры Берни Экклстоуна и Фрэнка Уильямса, согласился провести 4 гонки за свою бывшую команду. И в Аделаиде, на том знаменитом этапе, где столкновение Михаэля Шумахера с Дэмоном Хиллом решило в пользу первого судьбу чемпионата, одержал свою 31-ю победу. Стоя на подиуме, Биг Найдж веселился до слез, выслушивая комплименты своего бывшего напарника по "Феррари" Герхарда Бергера, который чуть позже назвал его "древней, но чудовищно быстрой скотиной". Тогда, в Австралии, Мэнселлу не могло прийти в голову, что его последняя в "Формуле-1" победа -тоже смивол. Символ того, что в летописи "Больших призов" поставлена точка в конце очередной, очень длинной и очень славной главы, соавтором которой был и он, Найджел Мэнселл. Символ того, что старый мир "Формулы - 1" уходит в историю. Вместе с Мэнселлом, Лаудой, Кларком, Простом, Сенной, Пике, Жилем Вильнёвым...
__________________________________________________________
Написано на основе собственно архива, воспоминаний участников Чемпионатов «Формула – 1», материалов газеты «Советский спорт» и «Спорт – экспресс».
--------------------
---
Прощайте своих врагов. Но помните их имена!
"Объективная реальность есть бред, вызванный недостатком алкоголя в крови..." (с) (Сэр Уинстон Черчиль) |
|
|